МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
 

ШЕВЕЛЕВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Каргопольская глиняная игрушка оказалась в счастливом положении. Были живы старые мастера, сохранившие традиции гончарного промысла, которые успели передать свой опыт следующим поколениям. (Ряд знаменитых северных промыслов заглох потому, что прервалась преемственность, как, например, палощельская роспись.)

Александр Петрович Шевелев (1910-1980), родом он из деревни Торопово, в десяти километрах от города, одного из гончарных центров Каргополья. В окрестностях деревни есть хорошие глины, и гончарным промыслом прежде занимались в каждом доме. Александр Петрович вырос в семье потомственных гончаров, с малых лет входил в знание ремесла. В 30-е годы старые промыслы заглохли. Александр Петрович долгое время работал на кирпичном заводе. В то время и другие мастера отошли от наследственной профессии и лепили игрушки разве что по случаю -ребятишек забавить. Никогда не прекращала лепить одна Ульяна Ивановна - для нее это было больше чем профессия - жизнь.

Александр Петрович стал старшим мастером артели(артель «Каргопольская игрушка» - филиал объединения «Беломорские узоры»), когда вышел на пенсию.

Александр Петрович был доброжелательным учителем, терпимым, немногословным мастером, он обучал делом, и ему удалось воспитать молодую смену. Манеру Александра Петровича легко заметить в сегодняшних работах его учениц.

Основные традиционные типы каргопольских игрушек повторяются у каждого из старых мастеров, но каждый вносит в них свою художественную индивидуальность. Олени, коровы, медведи с гармошкой, полканы есть и у А. П. Шевелева и у У. И. Бабкиной, но у каждого они свои, своего типа, своей раскраски, с присущими мастеру излюбленными цветами.

И что еще замечательно - нет ни одной фигурки, повторяющей другую в раскраске, - шапочки полканов, колера коней всегда разнятся, да и в формах игрушек одного сюжета нет полной идентичности, потому что не машины штампуют эти фигурки, а творят добрые руки мастеров.

Каргопольский мастер-лепщик никогда не был скучным ремесленником, а всегда — народным умельцем, в нем жил художник, и был свойствен ему поиск и изобретательность. Он берег традиционные, но создавал и совершенно новые формы. Александр Петрович Шевелев, например, охотно лепил свистульки с бородатыми головами полканов и свистульки с женскими лицами — птица Сирин. На вопрос: «Вы сами это придумали?» — отвечал: «Нет, так у нас лепили раньше полканов, сиринов, и тут же показывал новую, придуманную им игрушку: конь с двумя головами, вроде Тянитолкая из детской сказки, на нем двуликий всадник. Мастер объяснял просто: «Лепить одно и то же надоедает, хочется попробовать новое. Эту игрушку было трудно делать, надо, чтобы одна сторона в точности повторяла другую». Такие произведения мастера обычно создавали не на продажу, а для выставок, и музеев. В местном музее можно увидеть целые оригинальные композиции. У А. П. Шевелева — «Охота на медведя», у С. Е. Дружинина — «Свадьба», у К. П. Шевелевой — «Посиделки», «Тройка».

Верея Дедовск Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Переславль-Залесский Руза Сольвычегодск Суздаль Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"