МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ

КАРГОПОЛЬ

соборная колокольня

Соборная колокольня - достопримечательность города Каргополя, его своеобразный символ.

Соборная колокольня, отвечает общему характеру грузных объемов зданий на Торговой плрщади. Она трехъярусная, увенчана четырехгранным куполом со шпилем и крестом. Общая высота 61 5 м. Это действительно самое высокое сооружение среди каргопольских равнин, далеко видимое отовсюду.

После пожара 1765 г., уничтожившего значительную часть построек города, новгородский губернатор Яков: Ефимович Сивере (с 1727 по 1776 год Каргопольский уезд; входил в состав Новгородской губернии) ходатайствует ; перед Екатериной II о помощи погорельцам. Государственная казна по распоряжению императрицы выделяет; на строительство новых домов в Каргополе ссуду в размере 10000 рублей. Сивере воодушевлен щедростью императрицы. Он уверен, что благодаря помощи государства, в городе года через три не останется и следов от пожара, и у него возникает мысль о строительстве в Каргополе в честь Екатерины II каменной колонны, которая будет напоминать потомкам, что императрица возродила Каргополь из пепла.

В строительную комиссию Каргополя поступает распоряжение губернатора от 7 октября 1767 г. о возведении в Каргополе каменной колокольни, а не колонны. В контракте на строительство колокольни, заключенном купцом Василием Григорьевичем Кережиным и мещанином Федором Степановичем Шушериным 18 марта 1772 г. в Комиссии о строении города, читаем: «Заключен сей контракт в следующем: построить нам, Кережину и Шушерину, на назначенном здесь от его высокопревосходительства господина генерал-поручика Новгородской губернии губернатора и кавалера Якова Ефимовича Сиверса месте каменную колокольню во всем по плану изо всего казенного материала... наемными от нас, Кережина и Шушерина, работными людьми, яко-то: штукатурщиками, каменщиками, плотниками, половщиками, кровельщиками и кузнецами... с самою прочностию под смотрением определенного от комиссии архитектора... То строение начать сего тысяча семьсот семьдесят второго года с мая месяца...»".

Выбирая место для колокольни, архитекторы руководствовались градостроительными принципами того времени, основанными на строгой регулярной планировке. Широкий пролет нижнего яруса колокольни ориентирован строго по оси Ленинградской улицы, по которой проходил прежде Санкт-Петербургский тракт. Любопытно, что и крест ориентирован относительно тракта, а не относительно востока, как делается обычно. Нарушение обычая было вызвано ожидавшимся проездом через Каргополь Екатерины II, но поездка императрицы так и не состоялась.

Низ колокольни имеет вид высоких проездных ворот. Четыре мощных устоя настолько значительны, что в толще одного из них проходит лестница наверх. Нижний ярус, суровый, строгий, тяжеловесный, обработан по сторонам сильно выступающими пилонами. Над аркой нижнего яруса, обращенной к этой улице, был установлен щит с вензелем Екатерины II (убран в советское время).

Второй ярус более облегченный, украшен колоннами ионического ордера. Третий ярус, меньшей высоты, оформлен плоскими пилястрами. В прошлом веке здесь находились часы со звоном.

Соборная колокольня, хотя и построенная в ином стиле, чем стоящие на площади церковные здания, тем не менее играет среди них роль объединяющей вертикали и способствует созданию ансамбля.

В 1993 г. на соборной колокольне возобновлены колокольные звоны. Каргопольский звонарь Олег Михайлович Пантелеев, преподаватель детской школы искусств, получил признание всей России за исполнение колокольных звонов. В 1999 г. на фестивале колокольной и хоровой музыки «Преображение» в Ярославле ему вручили диплом I степени. В июле 2001 г. в Каргополе произошло печальное событие. Во время грозы от удара молнии на колокольне возник пожар. По инициативе местных жителей был объявлен сбор народных средств на реставрацию колокольни. Простые жители города и села передали свои последние сбережения на это благородное дело. Музей добился выделения целевого финансирования, и 1 октября 2003 г. на колокольне вновь засиял ярким золотом новый крест.

Соборная колокольня, общая высота 61 5 м.
Фотогалерея
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"