МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ

КАРГОПОЛЬ

Икона «Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб с видом горящего Каргополя»

Сюжет иконописного изображения раскрывается в надписи на нижнем поле иконы: «7 700 году майя в 1 день, в 11 часу дне, от небрежения в Каргополе во граде загорелася приказная полата и в той же час возраста нечаянно буря велия зело и оною бурею искры огненныя относило на городовую стену и кровлю, тако же и за город метало огненныя искры и главни на церковь Воскресения Христа и на посацкия многия дворы и загоралися, но с помощию Божию народ водою погасили, а в городе от тоя приказныя полаты наугольная башня, Троецкая и городовая стена прогорела блиски и народ всех, которые отнимали водою пламень, отогнало; и все отчаялись, что погореть будет и всем, и отбегали; и внезапу на той башне на верхних зубцах явились, идут по пламени от востока ко западу благоверные князи Борис и Глеб. И в том часе на той погорелой башне стена городовая гореть перестала и пламень погасе. А святых идучи видели начальник лантрат Иван Иванович Ляпунов и посадцкой житель Иван Андреев сын то ж и иные от граждан. А сей святый образ написан в напоминание явления святых благоверных великих князей Бориса и Глеба [...] чудотворцов».

Интересна история иконы. До сих пор вызывает споры датировка ее создания. На обороте самой иконы нет никаких надписей и тем более подписи мастера. Но, исходя из вышеприведенного текста, можно сделать вывод, что написана она в начале XVIII в. Правда, здесь возникает вопрос об уточнении времени самого события, так как упомянутая должность ландрата была введена в России в 1713-1719 гг.

Икона является уникальным произведением древнерусской живописи. На первом плане изображены князья Борис и Глеб в рост, в руках у них кресты - символ мученичества, взоры обращены ко Христу, изображенному в облачном сегменте у верхнего края иконы. Над фигурами надпись: «Святой благоверный князь Борис нареченный во святом крещении Роман и Святой благоверный князь Глеб, нареченный во святом крещении Давыд». Особое внимание привлекает надпись, расположенная в центре иконы в картуше - это слова благодарственной молитвы, обращенные к Борису и Глебу. Ниже дается изображение деревянной крепости Каргополя при пожаре. В самом низу иконы помещены два клейма, где показаны моменты убиения князей подосланными от их брата Святополка людьми, о чем говорят и надписи, расположенные выше.

В стилистическом отношении икона «Борис и Глеб ...» является памятником переходной эпохи. И если многие детали изображений написаны еще традиционно, по иконописному плоскостно, как, например, архитектура, фигуры князей, их одежда, руки, то в манере ликов чувствуются уже новые веяния - их объемная проработка больше напоминает парсуны XVII в. («парсуна» от слова «персона», этот термин применяется к портретной живописи конца XVI-XVII вв.).

Икона «Борис и Глеб...» являлась своего рода второй по значимости местночтимой святыней древнего Каргополя после храмовой иконы «Рождество Христово» (XVI в.) и находилась в церкви Спаса Нерукотворного Образа (каргопольцы называли ее - в Спасской церкви на Валушках). О.В. Овсянников приводит свидетельство В.И. Срезневского, ученого начала XX в., который видел данную икону во время посещения Каргополя в 1902 г. в церкви Спаса Нерукотворного.

После закрытия храмов в 1930 гг. икона попадает в фонды Каргопольского краеведческого музея. В 1958 г. она была вывезена в Москву (наряду с другими произведениями искусства) первой Онежской экспедицией ГЦХРМ под руководством Н.Н. Померанцева. Отреставрировали ее в 1960 г., и после этого икона экспонировалась на выставках, посвященных итогам экспедиций музеев РСФСР по выявлению и собиранию произведений древнерусского искусства, в Москве и Ленинграде. И затем уже, после их окончания, была передана в областной музей изобразительного искусства в г. Архангельск. Тогда по распоряжению Министерства культуры многие вещи, собранные в северных районах, в том числе и Каргопольском, передавались крупным музеям в целях пополнения их коллекций и обеспечения наилучших условий хранения. Но в акте о передаче иконы «Борис и Глеб с видом горящего Каргополя», найденном в архиве ВХНРЦ, была одна существенная деталь - там указывалось, что икона принадлежит Каргопольскому музею, прошла реставрацию в ГЦХРМ и выдается Архангельскому музею изобразительных искусств во временное пользование для участия в экспозиции древнерусского отдела и что по ее окончании икону надлежит возвратить по принадлежности, т. е. Каргопольскому музею. Это стало веским основанием, чтобы потребовать икону у областного музея обратно даже 25 лет спустя, что, к сожалению, нельзя сделать в отношении других произведений, осевших в музеях Москвы и Ленинграда навечно. В 1991 г. икона «вернулась домой» и в настоящее время экспонируется на выставках Каргопольского музея.

Текст надписи на иконе воспроизводится по рукописи 1882 г. (Архив Карельского филиала РАН. Разряд VIII. On. 1. Д.26.) с уточнениями по: Срезневский В.И. Отчет отделения русского языка и словесности Имп. Академии Наук о поездке в Олонецкую, Вологодскую и Пермскую губернии (июнь 1902 года). СПб., 1904. С.

по материал статьи И.Л. Федориновой «1700 года майя в 1 день...»

Икона «Святые мученики благоверные князья Борис и Глеб с видом горящего Каргополя» начало XVIII в.
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"