|
Яко цвет прекрасен
Углич - город древний, немало событий произошло за время его существования. Главное из них, однако, связано с гибелью царевича Димитрия. Его трагическая смерть загадочна, хотя последний день жизни Димитрия, кажется, известен поминутно. Высокая комиссия, приехавшая в город в 1591 году и в составе которой был В.И. Шуйский, вынесла вердикт о нечаянном самозаклании мальчика. Потом Шуйский будет оправдываться, что умолчал об убийстве, боясь гнева Годунова: «благоверный болярин молчал... страха ради Борисова». Но уже в 1606 году официальная позиция московского правительства меняется. Выборный царь Василий Иванович Шуйский, стремясь обезопасить и укрепить свое положение, отправляет в 1606 году в Углич комиссию для перезахоронения останков погибшего в 1591 г. при загадочных обстоятельствах царевича Димитрия. Комиссия обнаружила, согласно списку жития, нетленные останки мальчика, что послужило поводом почитания его как святого, признания вины Бориса Годунова и, как надеялся Шуйский, пресекало появление нового самозванца. Останки царевича были перенесены в Москву и захоронены в Архангельском соборе Кремля. И с этого момента началось формирование культа царевича Димитрия.
В Угличе поклонение царевичу началось позднее, что было связано с внешними, не зависящими от горожан обстоятельствами. Город подвергался нападению интервентов, и архитектурные сооружения страдали от разрушений. Художественные памятники оказались долговечней. В 1606 г. была написана первая икона, на которой Димитрий изображался в рост, в повороте, в молитвенном предстоянии благословляющего его
Спасителя, или «руце» Христа. В 50-х годах XVII в. в иконографии появляется новый сюжет - убиение Димитрия наемниками Годунова. В середине XVII века изображение Димитрия появляется среди московских чудотворцев и святых.
В том же 1606 году было написано первое житие6, им открывается агиографическая, житийная традиция, посвященная царевичу. Житие представляет собой текст на 17 листах, написанный уверенным почерком-полууставом (то есть скорописным - Ред.). темными чернилами, с заставками и инициалами, выполненными ярко-красной краской - киноварью. Рукопись имеет название «Житие святаго благовернаго царевича Угличскаго и Ростовскаго чудотворца» и состоит из двух частей. В первой части рассказывается о Федоре и Димитрии - сыновьях Грозного, о жизни Димитрия в Угличе, о планах убийц и убийстве царевича. Во второй части - о явлении Димитрия старцу Тихону и о перезахоронении его останков в Москве. Автор повествования неизвестен, но место написания, несомненно, - Углич.
Следующим этапом творчества стала рукописная «Служба благоверному царевичю Димитрию на принесение честных мощей его от града Оуглеча в царствующий град Москву», которая вплетена в печатную минею (церковную служебную книгу - Ред.) за 1693 г.7 Текст выполнен профессиональным полууставом XVII века на вержированной (высококачественной), с филигранью бумаге. Из орнамента - киноварные буквицы. Красив и торжественен текст службы: «Яко цвет прекрасен процвел еси во Отечестве своем благородный Димитрие, имяще бо мощи своя пребывающа во святом храме, и лежаща в честной рацее якоже речеся целы
и невридимы, яко крины (лилии - Ред.) благоуханны».
В 1702 г. митрополитом Ростовским и Ярославским становится один из образованнейших деятелей конца XVII - начала XVIII веков Димитрий Туптапо. В 1709 году из-под его пера вышла новая редакция жития святого. Основой для написания нового варианта, вполне вероятно, послужил первый список жития царевича. Рукопись 1606 года, как более ранняя, задавала некий вектор, в направлении которого работал ростовский митрополит. В его редакции события излагаются более пространно, введены новые персонажи, расширены временные и пространственные границы повествования. Это житие долгое время хранилось в церкви царевича Димитрия «на крови» и, по всей видимости, послужило литературной основой иконы.
Таким образом, к концу первой трети XVIII в. в Угличе накопился богатый литературный и иконографический материал, который послужил для создания житийной иконы царевича Димитрия, хранящейся теперь в музее.
Размеры иконы 151 на 122 см. Средник отделен от клейм орнаментальной рамкой. Сами клейма отделены друг от друга красными и черными разделительными полосами. События происходят как на фоне природы, так и в интерьерах.
В правой части средника изображен Димитрий: он предстоит Христу, который находится в верхнем левом сегменте на троне, в окружении ангелов. Силуэт царевича четко выделяется на светло-золотистом фоне. Роскошные одежды отрока украшены драгоценными камнями и жемчугом, голову венчает закрытая корона. В левой части художник поместил сцены убиения царевича и расправы угличан над москвичами: это распространенный сюжет, который характерен для многих парсун, но не для икон. (Парсуна - портрет, в написании которого сохранены приемы иконописи. - Ред.).
Клейма больших размеров, некоторые из них включают в себя сразу несколько событий. Пространство заполнено архитектурой, условность которой очевидна, но в ней всегда присутствуют национальные черты: традиционное пятиглавие храмов, кубическая форма зданий и устремленные вверх шатры одноглавых церквей. Ансамбли украшены пышным барочным (от слова «барокко» - Ред.) орнаментом. На этом впечатляющем архитектурном фоне художник располагает многочисленных персонажей. Фигурки приземисты,
движения неловки и неизящны, лица невыразительны. Но одежды царской семьи и духовенства выполнены из роскошных заморских тканей, украшены шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. В разделке одежд персонажей употребляются тонкие черные линии, что более характерно для миниатюр.
Цветовая гамма иконы богата: художник смело использует сочетания красного и желтого, белого и оливкового. Преобладающим цветом является, конечно же, красный, но изограф использует разные оттенки: розовый, багряный, сиреневый. К сожалению, в красочном слое много утрат, по нескольким клеймам, находящимся в лучшей сохранности (№№ 1,2,15,16), можно предположить, что икона выглядела парадно. Смелой цветовой аранжировкой искупаются сухость и неуклюжесть линии рисунка.
Повествовательная часть клейм обширна, они перегружены сюжетами, многие разделены на регистры. Изографа нельзя назвать простым иллюстратором «жития», он включает события, которые не отражены в литературе и начинаются с рождества царевича (клеймо 1). Нет в житии крещения (кп. 2) и встречи жителей города Углича и царицы Марии с сыном (кл. 4), но первые два клейма являются традиционными для житийных икон, и включение их в икону позволило изографу создать целостное логично выстроенное произведение. Кроме этого, икона изобилует историческими сценами и множеством бытовых подробностей.
Одно из самых сильных по художественному исполнению клеймо 11 -е. Оно рассказывает о казни угличан. «А Борис посла некия от советников своих мужи немилостивыя и безчеловечныя с воинскою силою, оно разорити град... многие убо от граждан ...смертями казнены быша, а имения их разграбишася и домы в конец разоришися иные же жестоко бяху мучимы и языки их отрезовахуся», - пишется в житии.
Более кратко и емко надпись звучит на иконе: «Углечь... поповелению... Борис Годунова., языки резаны...» - и на фоне угличских построек присланные Борисом Годуновым стрельцы методично, без жалости казнят горожан, и алая кровь заливает летнюю зелень.
В этом же клейме помещено пострижение царицы. Тяжелая участь ожидала ее: «Царицу же Марию матерь царевичеву повеле нуждою посриши в чин иноческий. И наречено ей бысть имя Марфа. И посла ю Борис во изгнание в пределы Белозерския в место бедно и пусто, в некий стаго Николая Чудотворца монастырь, зовомый На выксе», - поясняет житие, - а на иконе сохранилась надпись: «Марию Феодоровну по р...ждою постр...в монастыстрь Николая Чрца на выксу».
Вечная борьба добра со злом, предательства и верности получают звучание в конкретной исторческой обстановке, вызывая аллюзии, сопоставления с евангельскими сюжетами.
Вот явление Димитрия монаху Тихону (12-е клеймо). «В монастыре углеча тихону сказал некто назовется именем моим царевича отца моего на... и погубит Бориса Годунова>», - гласит краткая надпись на поле у изображения.
Далее показано сражение армии самозванца с царскими войсками: мчатся навстречу друг другу войска, горят дома русских городов и
деревень, лежат убитые на поле брани. « И понеже месть божия на Бориса грядяши поражена убо бысть Борисова сила пораженьем великим и плеши давшее побеже... и положиша трупия человеческаго аки мост на десять верст», - сказано в житии. Надпись же на иконе практически нечитаема.
Кроме повествовательной и художественной частей, интересна еще одна составная часть комплекса. В среднике, в клеймах и на полях иконы помещены надписи, которые различаются по почерку, красящему составу и времени написания. Одни из них имеют титульное указующее значение («Борис Годунов», «Црца Мария Феодоровна» и т.п.), другие
- разъяснительное.
В среднике запись выполнена черными чернилами, полууставом XVIII века, почти дословно здесь приведен диалог убийц и жертвы про «ожерельецо».
На полях прослеживается сразу два почерка. Один - на темно-оливковом фоне, белилами (полуустав второй половины XVIII века), другой
- твореным золотом по черному фону (надпись XIX века). И в среднике, и на полях текст утрачен более чем наполовину, поэтому читается с трудом.
Подведем некоторые итоги. Перед нами уникальная житийная икона, информационно насыщенная, запоминающаяся.
Авторство и заказчик иконы остаются неустановленными, но предположительно они местные. Возможно, что автором иконы был угличский изограф Андрей Прянишников. Известно, что он работал в начале XVII века и его иконы «царевич Димитрий с деяниями» находились когда-то в храмах Петербурга и Петергофского уезда.
Кроме этого, нужно взять во внимание и «косвенные» факты. Именно в это время у угличан просыпается интерес к прошлому города, они пытаются осмыслить его роль в истории страны. К этому периоду времени относятся первые опыты собирательства «древних актов и грамот», создание такого произведения как «Плач города Углича жителям внове насадившимся», составление Угличского летописца и, возможно, написание этой иконы. С этого момента начинаются осмысление и понимание исторического наследия и попытки оформления его в литературные и художественные формы.
|
|