|
И погасли три светоча веры
В истории нашей страны можно найти много примеров того, как в результате серьезных потрясений общества изменялось отношение к церкви и вере. Так, после октябрьской революции 1917 г. новое правительство провозгласило отделение церкви от государства, а школы от церкви. Началось закрытие приходов и монастырей, их разрушение и использование для хозяйственных нужд. Церковная утварь и росписи уничтожались... Люди, видимо, не понимали, что разрушали не только Божьи храмы, но и культуру, создававшуюся веками. Наши предки - зодчие и художники - вкладывали душу и сердце в свои произведения, надеялись на то, что их наследники смогут это увидеть и оценить. К сожалению, не все сохранилось, особенно в сельской местности.
Сейчас отношение к церкви изменилось в лучшую сторону. Но интерес к ней нередко поверхностный. С одной стороны, чисто внешней - это ношение крестов, посещение храмов, крещение и венчание. С другой, более глубокой, - незнание Божьих заповедей, неверие.
И неудивительно, ведь прошлое многих храмов забыто, разрушенные постройки не восстановлены. Так, сто лет назад на территории нашей Головинской волости находилось три храма, а теперь один из них исчез совсем, а другие находятся в разрушенном состоянии. Поэтому мне хотелось бы рассказать о тех церквях, которые когда-то украшали нашу округу.
ХРАМ В СЕЛЕ КОТОВО
Самая древняя церковь нашей волости находилась в селе Котово. Первое упоминание о ней в Писцовых книгах Угличского уезда относится к 1620 году: «Церковь Успения Пресвятая Богородицы древян, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мирское». В ней служил священник Карп Филиппов. Храм стоял на речке Немошне (искаженное современное - Мимошня). У него был один престол. Внешне церковь выглядела как многие простые, небогатые деревянные храмы: изба - клеть. Здание, утварь, иконы, колокола и многое другое строилось и приобреталось на деньги прихожан. До 1697 года в приходе церкви состояло село Княжево. Но местный помещик построил там храм, и село получило самостоятельный приход.
В 1766 году в Котове строится новая деревянная церковь, а в 1807 году она заменяется каменной с двумя престолами: в честь Успенья Божьей Матери и великомученицы Екатерины. Новый храм, по сведению справочника по епархии, также был построен на средства крестьян-прихожан. Неудивительно, что он имел крайне простую архитектуру.
Вероятно, строительство велось по тому же проекту, что и церковь Царевича Димитрия, что на поле. Есть похожие черты, определенная композиция
- алтарь и двухсветная храмовая часть, все четыре части поставлены в одну линию «кораблем». Интерьер украшала тонкая лепнина, под нижним карнизом были изображены евангелисты и святые, имелся высокий иконостас. В 1836 году Антоном Лукиным, основателем династии сельских живописцев Гусевых-Муравьевских, была написана икона «Святый Митрофан». В 1901 году живописцем Ильей Ярцевым выполняются росписи на средства крестьянина Угличского уезда Улей- минской волости деревни Ратманово Николая Григорьевича Григорьева, известного местного благотворителя. На сводах появляются сюжеты «Воскресение Христово», «Сретение», «Благовещение». Нашли свое место в храме и местные святые - при входе были изображены Макарий Калязинский и Паисий Угличский.
В середине XIX века при Успенском храме имелось 36 десятин земли, в приходе состояло село Котово и деревни Ростовцево и Муравьево с 481 прихожанином. В начале XX века приход пополнился еще двумя деревнями
- Горками и Баскачевым. Священник и псаломщик регулярно наставляли свою паству.
Несмотря на борьбу, развернутую советской властью против религии, церковь еще просуществовала в 20-е
- 30-е годы, но в 1939 году ее закрыли. Здание использовалось под склад вплоть до 1967 г., а затем пришло в упадок.
Впрочем, к бывшему храму продолжали тянуться верующие. В 1942 году в Котово приехал освобожденный из ссылки священник Василий Преображенский. Он поселился в доме Ираиды Осиповны Тиховой, а в ее баньке была
устроена тайная домашняя церковь. Тихову обвинили в антисоветской деятельности и сослали. Спустя годы, вернувшись на родину, она никогда не забывала о котовском храме, наводила в нем порядок, украшала на праздники. После смерти Ираиды Осиповны церковь эта осталась сиротой. Сейчас храм находится в плачевном состоянии, используется только кладбище. В 2002 году прихожанку ко- товской церкви И.О. Тихову причислили к лику святых, увековечив таким образом и память о храме.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ ДЕРЕВНИ КНЯЖЕВО
Как упоминалось выше, благодаря стараниям местного помещика в 1697 г. деревянная церковь появилась и в деревне Кня- жево. Храм был построен в честь Смоленской иконы Божьей Матери. О его освящении упоминает надпись на кресте: «Царь слава. Иисус Христос. Ника. Освятился алтарь Господи Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и водружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Одигитрии... при благоверном государе царе и Великом князе Петре Алексеевиче...»
В XVIII в. церковь достраивалась. Так, в 1761 году был построен каменный храм с дополнительным придельным престолом в честь великомученицы Екатерины. При церкви была каменная колокольня, вокруг нее - кладбище.
Местное народное предание утверждает, что до 1781 года княжевскими попами становились лакеи. Позже таковых уже не встречалось. Впрочем, по свидетельству священника Иоанна Троицкого, ученые степени у местных иереев по-прежнему отсутствовали.
Спустя семьдесят шесть лет после строительства каменного храма, в 1837 году, помещику М.М. Волынскому была выдана грамота на строительство новой церкви. Нужды в этом не было, так как прежний храм был еще крепок. Скорее всего помещик находился в преклонных годах, холост и являлся последним представителем своей фамилии. Поэтому и надеялся отмолить в церкви свои грехи.
Храм был построен через пять лет (в 1842 году) уже после смерти Волынского. Деньги в сумме 60000 ассигнациями внес коллежский асессор Лаврентий Антонович Дорожкевич, доверенное лицо Волынского. Новая церковь с тремя престолами (Смоленской Божьей Матери, Великомученицы Екатерины и Иоанна Рыльского) получилась просто изумительной.
Она представлялась скорее столичным строением, нежели провинциальным. По местной легенде, ее проектировал архитектор-иностранец. Храм выдержан в стиле ампир. Основа - куб храмовой части, увенчанный ротондой, куполом, портиками и высокой изысканной колокольней. Необычайно хороши лепнина и росписи. Дополняет убранство предалтарный иконостас, увенчанный голубой «небесной сферой» и крестом. В трапезной на полуциркульном своде и стенах можно увидеть остатки росписей местного живописца Константина Алексеевича Гусева, выполненные в 1880 году на средства крестьянки деревни Баскачево Анны Никитичны Бурмистровой.
Под стать храму были и его колокольный звон, разносившийся на всю округу, и иконы (храмовая - Смоленской Божьей Матери в жемчужной ризе, Донской Божьей Матери и другие), и церковная утварь, и приличная библиотека, включавшая сочинения Преподобного Макария, Василия Великого, Иоанна Златоуста и многое другое.
Дошли до нас также имена священников, служивших в храме: Алексей Алексеев (до 1786 года), Михаил Андреев (1786-1806 годы), Иоанн Михайлов (сын предыдущего священника), Арсений Алексеев Смирниц- кий (зять Андреева, 1823 - 1833 годы), Григорий Гаври- лов Никольский (1834-1870 годы), Иоанн Бессарионов Покровский (1871-1896 годы), Алексей Николаев Нежданов (с 1896 года).
Завершая рассказ о кня- жевском храме, следует отметить, что эксперты считают его редчайшим и интереснейшим архитектурным памятником Ярославской области, ставя его в один ряд с Дмитриевским собором Ростовского Спасо- Яковлевского монастыря,
Спасо-Преображенским собором Рыбинска, церковью Николы на Топоре.
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ НА МИМОШНЕ
В
1756 году на погосте Мимошня на средства прихожан была построена каменная Троицкая церковь. К летнему храму в 1768 году пристроили зимний во имя Николая Мирликийского. В 1904 году его расширили, а спустя год преобразился и алтарь зимнего храма.
Церковный приход включал деревни Василево, Сельцы, Кривцы, Семенцево, Мильцево, Нетки и Фроловка. Особо чтилась прихожанами икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
XIX век в истории храма связан с именами священника Александра Троицкого, дьякона Алексея Сперанского, пономаря Николая Порейкова и многих других местных служителей церкви. 18 апреля 1876 года здесь крестился Николай Константинович Гусев-Муравьевский.
О том, что произошло с Троицкой церковью в советское время, вспоминает П.В.Каретников: «Церковь была закрыта в 1927 году. Тогда на каждую церковь налагалась обязанность заготовки дров государству. Священник не смог выполнить эту разнарядку и был арестован, а церковь закрыта». Существует и другая версия закрытия церкви. Так, Л.А. Старикова вспоминает: «Раньше прихожане собирали налог для государства, который давал возможность церкви функционировать. Но времена были тяжелые, денег не было, и заплатить прихожане не смогли. Поэтому церковь закрыли. Я тогда училась в школе. Всем ученикам запрещалось посещать церковь. Если узнавали, что побывали в церкви, то оставляли после уроков. На пасху в школе, в пику церкви, устраивали свой праздник: пели песни, танцевали». В 1954 году Троицкая церковь была разрушена - понадобился материал для строительства фермы и свинарника. По воспоминаниям П.В. Каретникова: «Из города приехала бригада. Церковь рушили несколько дней. Местные жители почти не принимали участия в этом. Во время работ погиб один рабочий. Все, что осталось в церкви, было растащено. Иконы использовались как дрова». В результате церковь Живоначальной Троицы и святого Николая Мирликийского утеряна безвозвратно. Осталась только фотография и решетка от окна.
Возвратить былое невозможно. В Котове храм разрушен, в Головине его нет уже давно. Пусть благодаря нашей работе в памяти людской останутся знания о почитаемых некогда храмах.
Остается надежда на то, что один из состоятельных людей, приобретающих красивые земли на берегу Волги, окажется меценатом, который захочет восстановить церковь в деревне Княжево. Ведь не хлебом единым жив человек.
|
|