|
Воскресенский монастырь
Кажется, что он был всегда, один из древнейших монастырей города. Он стоит на западной стороне Углича, на волжском берегу. Необычность архитектурных сооружений, суровая красота мощных стен, история, наполненная трагическими или, наоборот, спокойными моментами - достоинства древней обители, которые влекут к себе человека, возможно, даже неосознающего этот магнит: красиво, величественно, тянет войти.
Время основания обители затерялось в истории, но предполагается, что монастырь был возведен во времена князя Романа, т.е. в XIII веке, когда Угличское княжество стало удельным. Первое письменное упоминание о Воскресенском монастыре относят к 1482 г. При освящении Покровского храма Покровского монастыря присутствовали: «Ростовский архиепископ Иоасаф со свитой и князем Константином Морейским"... преподобный Макарий Колязинский, игумены Архангельский Георгий, Богоявленско-заволжский Никита, Никольский, что на песку, Сергий; архимандриты Алексеевский Нифонт, Воскресенский Иона...», - писал архимандрит Антоний. В 1509 г. в духовной грамоте князя Димитрия Ивановича, внука Ивана III, упоминается «дом
Воскресения Господа нашего Иисуса Христа».
XVII век, Смутное время... Участь Углича была страшной, и эту участь разделил монастырь. "В 1610 г. приходил на Углеч пан Микульский во главе отряда поляков и тот Воскресенский монастырь выжгли, храм и церковные строения разорили и архимандрита Феодосья с братиею побили и те у них жалованные грамоты... сгорели" и по окончании набега не осталось в Воскресенском монастыре ни одного человека», - писал воевода Петр Дашков царю Михаилу Феодоровичу.
Ростовский митрополит Иона Сысоевич много сделал для восстановления обители. В 1654 г. он писал грамоту царю и великому князю Алексею Михайловичу о том, что Воскресенский монастырь «вотчинами скуден», крестьяне взяты в посад. По челобитью Ионы
Сысоевича Архангелоборский монастырь был приписан к Воскресенскому.
Далее начинается восстановление стен, храмов, жилых и хозяйственных построек. Монастырь отстраивается в камне и приобретает новое обличие. Борис фон Эдинг писал: «Принадлежит ли замысел группы самому Ионе, повсюду рассеявшему архитектурные памятники, или в этом выразились творческие искания целых артелей, мы пока не знаем, верно лишь, что в звоннице, предшествовавшей ростовским, сказались искания, нашедшие свое полное выражение позже в Ростове».
Строительство проходило в 70-е годы XVII в. Ансамбль монастыря имеет своеобразную композицию: собор, звонница, трапезная с церковью поставлены вплотную друг к другу и соединены переходами и открытой галереей (гульбищем), имеют общий фасад. В то же время сзади постройки поражают разнообразием форм: мощная волна апсид собора, церкви Смоленской Божьей Матери и приделов «разбавлена» устремленной ввысь звонницей. По мнению Б.М. Кирикова, Воскресенский монастырь напоминает ансамбль в Коровниках, где почти также спланированы собор и трапезная с церковью.
Суровость стен смягчается орнаментом и украшается поливными изразцами. Значительным центром производства изразцов в XVII в. был Ярославль, поэтому украшение зданий получило широкое распространение. Изразцами украшают стены не только угличской Воскресенской обители, но и Борисоглебского монастыря, Ростова, Ярославля. Учитывая устойчивое мнение, что Ростовский митрополит вникал в строительство, можно предположить, что и в украшение храмов он вникал тоже. Б.М. Кириков пишет, что впервые в Угличе муравленые"" изразцы применили для украшения, и только позже они появились в Борисоглебе и Ростове. В изразцах мифические животные соседствуют со сценами взятия крепостей и с вооруженными всадниками.
В XVII-XVIII вв. братия и настоятели участвуют в жизни страны достаточно активно. С них берут налоги в пользу казны, братия обеспечивает подводы, необходимые под Смоленском (идет война за присоединение Украины к России): «1656 г., июля 1. Указ патриарха Никона воеводе Ф.Д. Юшкову о взятии с угличских монастырей Покровского, Никольского... Воскресенского подвод с проводниками для государевой службы под Смоленском». Позднее, в XVIII в., монастырские слуги отправляются «на смотр» в Москву, в Преображенское. И лишь при правлении Екатерины, после введения указа о монастырских штатах, монастырь превратился в приходскую церковь.
Еще со времен принятия христианства монастыри были очагами культуры, не был, очевидно, исключением здесь и Воскресенский монастырь. Такое предположение основывается на тенденции культурного развития государства. А тенденция такова, что именно в этот период (появления Воскресенского монастыря) в стране развиваются и литература, и искусство. Почти в каждом монастыре велось летописание, существовало собрание книг, расписывались храмы. Живопись, литература, летописание, пение - вот доминанта монастырской культуры.
Воскресенский монастырь обладал большим собранием: «книги мирские и вкладчиков да государева жалованья». Среди обязательных напрестольных евангелий были евангелия толковые, нравоучительные прологи, минеи, октоихи на 8 гласов, две псалтири (и обе с восследованием), богословские труды Ефрема Сирина и многие другие.
Кроме того, в ризнице монастыря был синодик. Наличие его - еще одно подтверждение тому, что в стенах обители следовали культурной традиции Древней Руси. Синодик - книга, где поминаются как живые, так и мертвые. Это иллюстрированная рукописная книга. Тексты ее содержат нравоучительную и полезную для души информацию. Под названием синодика на Руси имели хождение три разных по содержанию и, соответственно, по назначению типа письменных сборников, объединенные темой поминовения усопших, - Вселенский синодик, помянник и помянник - литературный сборник. Время появления синодика - XV век. Предисловие к синодику первой редакции составил Иосиф Волоцкий, блестящий полемист, выдающийся церковный деятель. Кроме предисловия, редакция включала молитву об усопших, авторство которой приписывается Кириллу Иерусалимскому, а перевод Нилу Сорскому.
В связи с подготовкой венчания на царство Ивана Грозного в синодики включается ссказ о получении «шапки номаха», т.е. знаков царс- о достоинства: «В то время вил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах... и принял он мудрое царское решение - отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу... С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из дерева, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял венец царский и положил на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их ...посланникам, и послал их великому князю...» Надо ли бъяснять, что эта часть екания по-явилась в синодиках неслучайно? Озвучивался вопрос о притязании на родство с кесарем, на преемственность, освященную традицией, что
при повсеместном чтении все слои населения гарантированно слышали великую новость. («Слушайте, и не говорите, что вы не слышали!»)
Синодик из Воскресенского монастыря представляет собой кодекс размером 307/305x203, писан он полууставом, переходящим в скоропись. Время написания - XVII-XVIII вв., почерки, манера ведения записей, состав поминающих с течением времени изменяются. Бумага плотная, голландского производства XVII в., с филигранью, предположительно - «герб семи провинций», поля рыхлые, правые нижние углы выкрошены. Обширные следы от затеков сырости.
Почерк уверенный, крупный, с применением лигатур (изображение одним знаком двух и более букв), выносных букв и фонетических знаков. В начальной, «древней» части фонетические знаки применялись очень активно. В более поздних записях богатство надстрочных фонетических знаков скудеет.
Чернила, использованные в этой части, насыщенного цвета, не потерявшие сочности и яркости. Для заголовка, выполненного вязью, применили киноварь. Расшифрованная вязь гласит: «Синодик святой обители Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Письмо в две краски, основных почерков три. Видимо, позднее сборник был прошит произвольно, листы при этом перепутаны, так как хронология записей явно нарушена. Заставки и инициалы выполнены с применением трех основных цветов - красного, зеленого, черного, прописные буквы - киноварью.
Заставки выполнены растительным орнаментом. Заставка на листе - в рамке, остальные - на линии-основании. Инициалы располагаются на тех же листах, что и заставки, кроме того, два инициала на л. 44 об.
Синодик лицевой, т.е. украшен миниатюрами. Миниатюры «Григорий Богослов и царь Траян» (л. 8), «Преподобный Макарий находит сухую главу» (л. 10 об.), «Лазарь и Авраам (вверху) и грешник, попадающий в пасть к Зверю (внизу)» (л. 12 об.), «Иерею Святые Службы» (л. 18) и «Господь Саваоф и святый Иев многострадающий» (л. 20) располагаются на отдельных листах. С художественной точки зрения миниатюры не представляют особой ценности: персонажи сухи, лишены изящества и выразительности Цветовая гамма однообразная выдержанная в красно-коричневатых, желтоватых и светло- зеленых тонах. Миниатюры выполнены рукой скорее прилежной, чем талантливой. С большой долей осторожность можно предположить, что ога- были сделаны в более позднее время, чем текст или заставю- с инициалами.
Вновь переплетен синодт был в XIX в. На нижней крышке помещенадарственная табличка: «в дар Угличскому музею от камер-юнкера Ф.А. Бычкова», г на обклейке верхней крышка запись скорописью: «Куплена на ярмарке в Рыбинске/ 1888 Г.».
|
|