МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ
монастыри Алексеевский монастырь Воскресенский монастырь Богоявленский женский монастырь Покровский монастырь (утрачен) Николо-Улейминский монастырь Дивно-горская пустынь церкви Корсунская церковь Воскресенско-Флоровская церковь церковь Ильи Пророка Казанская церковь церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» церковь Царевича Димитрия «на поле» Николосухопрудская церковь церковь Михаила Архангела «в Бору» Смоленская церковь села Княжева Филипповская церковь (утрачена) Успенская церковь (утрачена) действующие храмы

Воскресенско-Флоровская церковь

На самом берегу Волги между Корсунским храмом и кремлем обращает на себя внимание высокий и примечательный своими архитектурными формами храм. Именно его видят в первую очередь туристы, сходящие с теплоходов на берег.

В конце XVI века в тех местах стояла церковь Собора Богородицы и Флора и Лавра. Но она, несомненно, существовала и раньше, так как числилась при княжеских конюшнях, в удельное время вынесенных из кремля из-за недостатка места. Святые Флор и Лавр - покровители лошадей, из этого понятно, почему данная церковь была при конюшнях. Улица, проходившая здесь (ближе к Волге, чем современная Островского), называлась Конюшенной. Именно по ней коней приводили к княжескому дворцу. Улица вела к восточным воротам кремля, которые назывались Флоровскими.

Храм уцелел после бед и потрясений Смутного времени, и в Писцовых книгах 1663 г. значится все та же церковь при конюшнях. Она была деревянная с трапезною, шатровая, об одной главе. При ней рубленая шатровая колокольня. Эта церковь, или, быть может, более поздняя преемница простояла еще около ста лет. В 1762 г. ее заменили каменным храмом, в котором были престолы Воскресения Христова и Собора Богородицы. Приделу Флора и Лавра места не нашлось, но память о нем всегда была жива, хранилась храмовая икона. Даже новую каменную церковь продолжали называть Флоровской, хотя официальным было название «Воскресенская». В советское время, когда храм был закрыт, а традиции забылись и перемешались, за ним закрепилось исключительно неофициальное название, под которым он известен до сих пор.

Воскресенский храм в первую очередь обращает на себя внимание вертикальными, подчеркнуто устремленными вверх пропорциями. Он поднят на подклет, узок и еще вдобавок поставлен на пригорке недалеко от берега Волги. Все это рождало динамизм, нарочитые неустойчивость, стремительность, которые становились индивидуальными чертами образа храма.

Как и большинство церквей той поры, он состоит из четырех традиционных частей - алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, имеющихся на каждом из двух этажей. Нижний храм подчеркнуто прост, а верхний богато декорирован лопатками с тонкими колонками, карнизом и поясками с миниатюрными килевидными арками. Также хороши наличники с боковыми колонками и эффектными разорванными сандриками, в целом, как и все убранство храма, принадлежащими «нарышкинскому барокко». Украшения образуют очень тонкие, почти ювелирные выкладки из фигурного кирпича, сообщающие облику храма утонченность и благородство.

С востока композицию дополняет граненая алтарная апсида с рустованными лопатками и фигурной барочной крышей, с запада - пониженные трапезная и паперть. Завершением служат пять глав, венчающих четверик. Они подчеркнуто малы и смотрятся случайным дополнением, короной, но для полноты замысла жизненно необходимы.

Западный фасад церкви, обращенный к Волге и кремлю, завершает крыльцо, появившееся позднее - на рубеже XVIII-XIX веков. Здесь нас встречает странный парадокс - вроде бы старинное крыльцо на два схода, в точности, как у храмов XVII века, но оформленное в стиле классицизма. Барабаны глав по странному обыкновению были обиты железом. Так новое встречалось со старым, свидетельствуя о живучести традиций и внедрении новых архитектурных форм.

К юго-западу от храма высилась отдельно построенная колокольня. Она в точности повторяла кремлевскую - и композицией, и пропорциями, и деталями, только уступала размерами. Так две вертикали набережной, словно, смотрелись в зеркало, развивая единство масштабного прекрасно задуманного городского ансамбля. В верхней церкви находился роскошный барочный вызолоченный иконостас, украшенный резьбой и большим количеством скульптур.

О храме Флора и Лавра приходится говорить с грустью и сожалением, так как в 1927 г. он был закрыт, погибло все внутреннее убранство, а вместе с ним главы, рундуки крыльца, фигурные кровли и колокольня. Остался лишь остов, мало украшающий набережную и служащий печальной памятью о загубленном ансамбле.

В 2005 г. началось восстановление храма. В октябре 2008 г. свершилось долгожданное событие - над церковью вновь поднялись кресты и главы. В 2008 г. также начали совершаться богослужения в нижнем храме. Хочется надеяться, что со временем облик храма будет полностью восстановлен, и он обретет полноценную жизнь.

Е.А.Лиуконен. Архитектурные памятники Углича

Воскресенско-Флоровская церковь
Воскресенско-Флоровская церковь
Ахтубинск Великий Устюг Верея Дедовск Дмитров Елабуга Звенигород Каргополь Коломна Коряжма Котлас Можайск Муром Мышкин Певек Переславль-Залесский Ростов Великий Руза Рыбинск Сольвычегодск Суздаль Тутаев Углич Юрьев-Польский начало фотогалерея o проекте контакты
дизайн и верстка www.in-pink.ru
©Интернет проект - "Малые города" 2010-2013.
МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ "МАЛЫЕ ГОРОДА РОССИИ"