Александр Логинов
В середине 1980-х годов, буквально ворвавшись своими «клювастыми, горластыми стихами» в литературу эпохи громко, звонко и ярко заявил о себе поэт Александр Логинов.
Казалось, он сам был поражен и потрясен открывшимся в нем поэтическим даром (а начал писать он сравнительно поздно, в 25-летнем возрасте) .
Для ранней лирики Александра Логинова характерны напряженный драматизм, экспрессия, образная выразительность, заставляющие вспомнить мощь голоса молодого Маяковского, лирический напор Павла Васильева.
В творчестве Логинова 1970 - 1980-х годов преобладают эмоционально-чувственное восприятие явлений жизни, пантеистическое, природно-космическое мироощущение Душа лирического героя «перуновым горит костром», наделяет его способностью «жизнь до сумасшествия любить», а стихийный хаос таинственных природных сил словно проникает в плоть и кровь, делая его частичкой этого вечного и постоянно меняющегося мира.
Мифологическая природа художественного мышления Логинова роднит его лирику с поэзией Юрия Кузнецова (не случайно этот крупнейший русский поэт восторженно откликнулся на публикацию стихотворений нашего земляка в журнале «Литературная учеба» за 1982 год). Волшебный мир русской сказки, мир преданий, былин, легенд, народных языческих суеверий входит в душу Александра Логинова с детства и навсегда остается для него живым, манящим; поэт признается в том, что «одной тоскою обуян».
Эта тоска - по глубинной, изначальной Руси, на поиски которой устремляется поэт. Сквозной сюжет лирики Александра Логинова может быть осмыслен и так - как путь «сквозь бурю словесных погибельных чащ» к родниковому сердцу Родины.
От сборника к сборнику все отчетливее проявляются индивидуальность и самобытность тематики, интонаций, пафоса, образных средств лирики Логинова...
Значительным событием в жизни поэта и литературы Русского Севера стал выход в 2000 году книги «Сквозь сумерки», в которую вошли стихотворения, написанные в период с 1980 по 2000 годы. Душевная полнота и способность к обостренному восприятию всех явлений жизни обусловливают масштабность и динамичность художественного мира лирики поэта, сопрягающего современность, историческое прошлое и вечность, зримость конкретного северорусского пейзажа и его вписанность в просторы Вселенной.
Одна из наиболее ярких особенностей лирики Логинова - предельная динамичность образов; все реалии жизни увидены поэтом в непрестанном усилии, напряженном движении, переданном яркими образными средствами («И колея, как пряжа, по дороге / Раскручивает дней веретено»; «Голодные травы соленую землю сосут / Со страшною силой, но не иссякает сосуд»; «А воздух океанится, и волны / Несут меня куда-то по спирали»; «Дышит, гуляет, качает Россию / Белое-белое Белое море...»). Неслучайно излюбленные образы поэта-образы стихий: ветра, огня, воды.
В лирике Логинова конца 1990-2000-х годов все чаще начинают звучать мотивы восприятия мира как Божьего творения, утверждаются незыблемые христианские ценности
При разнообразии лирических настроений и интонаций доминирующим в поэзии Логинова остаются восхищение перед жизнью, восторг, который вызывает красота мира, обостренно воспринимающаяся всеми органами чувств. Негодование, яростный отпор, порожденные состоянием современного общества («Неужели я этой бесовской истории сын, / замурованный прочно в голодной и нищей России?»; «Надоело смотреть на российские дикие страсти»; «Ложь печатная прет, словно лава, / попирается русская слава»), сменяются уверенностью в конечной осмысленности и целесообразности мира. И Русский Дом видится им не только залитым «необоримым огнем», но и сияющим в голубом небе, «как шар любви».
Вошедшие в сборник «Дети окраин» (2008) стихи Александра Логинова, написанные на рубеже тысячелетий, по- прежнему поражают мощью, экспрессией, предельным напряжением жизни души лирического героя. Он настолько распахнут миру, настолько интенсивно переживает его, что кажется равным всему человечеству и всей природе - творению в целом
В стихах последних лет голос поэта чаще звучит негромко, с особой нежностью и одновременно - со светлой грустью. И все отчетливей осознается ответственность за каждое слово - перед Тем, кем оно было даровано, перед теми, кому адресовано и перед собой. Потому что
Поэзия - это как нить Ариадны. Но если с душой было что-то неладно - Слова растворятся в горсти.
Елена Галимова
|